Что такое Закон Гилберта о работе?

«Самая большая проблема на работе состоит в том, что никто не говорит вам точно, что нужно делать». Этот императив с авторским именем по сути определяет позицию человека в роли сотрудника: самостоятельность или зависимость.

Этот таинственный Гилберт…

Исследователи не знают точно, чье имя дано этому «закону». Кто-то бездоказательно приписывает авторство малоизвестному психологу Эдвину Гилберту. Собственно и сам закон – это красивое высказывание в ряду аналогичных, таких как законы Мерфи, Уолсона, Фолкленда, Кидлина.

Утверждения о важности терпения, ответственности или вовремя полученной информации отражают мудрость, проверенную годами. А теоретики менеджмента в желании приукрасить или сделать из научного популярное придали таким императивам статус законов.

Закон Гилберта: что это простыми словами?

Разберем формулировку утверждения на составные части:

  • «никто не говорит вам»: нечеткая постановка задач, нет конкретно прописанных должностных обязанностей;
  • «точно, что нужно делать»: неэффективная система менеджмента на уровне линейных руководителей, слабые коммуникации между начальником и подчиненными;
  • как результат возникает «большая проблема на работе», то есть нет упорядоченности, согласованности действий, алгоритма рутинных процессов, что приводит к потере рабочего времени, отсутствию мотивации. Несоответствие ролевого ожидания сотрудников реальным задачам выступает фактором стресса на рабочем месте, так как представляет нарушение профессиональной идентичности.

Закон Гилберта: что это простыми словами?

Закон Гилберта, или Самая большая проблема в работе сотрудника

Не все стремятся быть лидерами. Кроме того, кому-то надо быть исполнителями, выполнять оперативные и рутинные задачи. Такое поведение включает в себя прилежную работу, осознанное принятие риска и разумное использование возможностей роста. Именно для такой категории сотрудников отсутствие целеполагания, опеки выступает синонимом хаоса и стресса.

Этому есть объективное объяснение:

  • четкие цели направляют внимание, побуждают людей расставлять приоритеты в действиях. Это гарантирует стабильность в работе, формирует уверенность в завтрашнем дне;
  • системность мобилизует энергию, создает ощущение целеустремленности, побуждает эффективно направлять усилия на достижение цели;
  • ясность и конкретность дают ориентир для эффективности в работе, позволяя планомерно преодолевать препятствия и неудачи.

Соответственно, отсутствие четкого целеполагания и обратной связи воспринимается как самая «большая проблема Гилберта».

Как развить в подчиненных инициативность и самостоятельность?

Для людей, работающих в организациях, важно понимать, как принимаются решения. Когда права на управление становятся запутанными, это может парализовать организацию. С другой стороны, острые проблемы или возможности часто возникают на уровне подчиненных задолго до того, как они доходят до руководителя. Эти два принципа могут конфликтовать.

Здесь можно увидеть соприкосновение закона Гилберта и психологии. Выход в том, чтобы использовать гибкую структуру менеджмента и коммуникаций. За починенными остается право на инициативу и свободу ошибаться. За руководителем – ответственность за принятые решения.

В таком случает директивно верные указания руководителя не вступят в противоречие с задачей развития навыков самостоятельности у подчиненных. Появится возможность задействовать коллективную мудрость группы, воображение, креативность и опыт подчиненных. Следовательно, вся организация станет более гибкой и отзывчивой без потери дисциплины или погружения в хаос.

Закон Гилберта: проблема или возможности?

Интерпретировать высказывание можно и так: когда вас нанимают на работу, нет четких рамок в обязанностях, но есть возможность самореализации. В принципе, так работает проектный подход, когда сформулирован желаемый результат, а пути, промежуточные задачи и ресурсы определяются исходя из потенциала и имеющегося опыта.

В таком варианте закон Гилберта не только объясняет рамочный подход к описанию должностных инструкции, но и становится выходом для инициативных сотрудников и инновационных идей. А каждая непредвиденная ситуация получает право на удачное разрешение.

Читать по теме: Что такое двойной диплом и как его получить?

Рекомендуем

Генный инженер

Генный инженер

Генный инженер – это специалист, занимающийся манипуляциями с генетическим материалом организмов с использованием биотехнологий для достижения определенных результатов в области науки и медицины.


Подробнее о профессии

Последнее в блоге

к подготовиться к профессиям с высоким уровнем стресса
Как подготовиться к профессиям с высоким уровнем стресса

В этой статье рассмотрим основные аспекты подготовки к работе в стрессовых условиях. Обсудим методы повышения устойчивости, организации рабочего пространства, управления временем и поддержания психологического здоровья.

Как построить карьеру в политике
Как построить карьеру в политике

Данная статья предлагает практический взгляд на формирование политической карьеры, опираясь на реалии российской действительности.

Как договориться с работодателем о гибком графике работы
Как договориться с работодателем о гибком графике работы

В статье рассмотрим, как провести переговоры с работодателем, чтобы получить возможность работать в гибком графике. Вы узнаете, на что обратить внимание до встречи с начальником, как говорить о преимуществах так, чтобы это услышали, и что делать, если встречаешь непонимание.

Задай вопросы лучшим профориентологам страны