Движение научных обществ студентов в России зародилось в 1755 г. в Петербургском университете. В настоящее время СНО объединяют студентов и преподавателей и имеют целью предоставить заинтересованной студенческой молодежи возможность проводить исследования за рамками традиционных учебных занятий.
Статус сообществ в вузах
Порядок создания и прекращения деятельности студенческих объединений ученой молодежи закреплен в методических рекомендациях Минобрнауки РФ в сентябре 2021 г. Примерное министерское положение – ориентир для вузов страны.
СНО – это добровольное некоммерческое объединение. Первый уровень – факультетский, второй – общеуниверситетский. С 2021 г. по инициативе МИСиС в России организуется школа для представителей вузовских СНО. Фактически, это третий, федеральный уровень студенческих объединений.
Добровольный характер проявляется в том, что никто не имеет право заставить студентов вступить в общество. Кроме того, любая инициативная группа молодых ученых может создать свое объединение для проведения исследований или приобретения дополнительных научных навыков. Обязательным является наличие наставника из числа преподавателей.
Некоммерческий характер СНО не дает ему права зарабатывать деньги. Но есть возможность получать гранты от имени родного вуза. Это целевые выплаты, то есть университет может потратить их только для целей студенческого научного объединения.
Чем занимаются молодые ученые в СНО?
Студенты-члены объединений проводят индивидуальные исследования, выходящие за рамки академических требований. В большинстве случаев речь идет о проектах под руководством доцентов или профессоров. Направления работы определяются факультетом и публикуются на сайте вуза. Однако студенты могут сами найти лидера с инновационными предложениями по темам кафедры.
Помимо того, что исследовательский материал является современным и научным, нет никаких правил в отношении списка тем или участников СНО. Личный интерес, способности, потраченное время и гармония между руководителем и студентом определяют, насколько интересно и полезно будет участие в объединении.
Члены сообщества учатся проводить профессиональные исследования, представлять их результаты коротко, но тщательно, отвечать на вопросы академической аудитории, писать статьи для сборника. Кроме того, участие в СНО поощряет профессиональную уверенность в себе.
Всероссийский опыт СНО
- С 2022 г. под эгидой Министерства образования и науки проводятся Конкурсы студенческих научных сообществ. Победителями III конкурса стали 40 вузов (всего было подано около 300 заявок). Награда – грант в 1 000 000 (20 вузов), 3 000 000 (10 вузов) и 5 000 000 рублей (10 вузов). Грантовые деньги учебное заведение может потратить на проведение конференции для молодых ученых, формирование материальной базы СНО вуза, организацию дополнительного обучения студентов во всероссийской Школе научных сообществ.
Интересный опыт работы студенческих сообществ есть в разных университетах. - Научное общество МГИМО объединяет более 20 клубов по интересам. Некоторые из них специализируются в определенных регионах или странах, другие занимаются актуальными проблемами. На постоянной основе работают Деловая весна МГИМО, бизнес-акселератор, Бизнес-клуб. Их цель – помочь студентам раскрыть свой потенциал, воплотить амбициозные идеи в реальные бизнес-проекты. МГИМО организует студенческие юридические конкурсы. На базе института проводится национальный этап Международного юридического конкурса для студентов-молодых ученых.
- Студенческое научное общество РУДН существует более 15 лет. Специфика – междисциплинарное творчество. Например, студенты-юристы пишут статьи в соавторстве со студентами-социологами, экологи и химики проводят совместные исследования по биоэтике и наноматериалам. Также активисты СНО разрабатывают проекты общественной значимости. Например, магистры Института иностранных языков разработали мобильное приложение, которое помогает первокурсникам адаптироваться к жизни вуза. Команда разработчиков стала лауреатом Всероссийского Герценовского форума в 2021 г.
СНО – это возможность реализации личностного потенциала, формирования уверенности в себе и определения будущего пути в науке.
Читать по теме: Что делать, если не устраивает преподаватель?