Многие слышали о ярмарках вакансий, где можно познакомиться с представителями компаний и, если повезет, получить приглашение на собеседование. На ярмарке профессий тоже знакомятся, но со специальностями, компетенциями, учебными заведениями. Поэтому целевой аудиторией таких мероприятий становятся школьники – потенциальные абитуриенты.
История и концепция
Организованное продвижение и популяризация профессий среди школьников берет начало в 2013 году. Это часть всероссийской программы по ранней профориентации «Билет в будущее» и Фонда гуманитарных проектов. Но формат массовых ивентов был опробован только в 2018 году.
Регионы вправе сами решать, в каком масштабе проводить такие мероприятия, как их называть. Общей остается концепция: объединение на одной площадке школьников, учебных заведений и компаний.
Классическая ярмарка профессий: цели, форматы
Состав участников – ученики с 9 класса, региональные университеты, колледжи и техникумы. Предприятия чаще участвуют как спонсоры или представители опорных вузов. Для ярмарок используются крупные городские площадки, например, культурно-выставочные и демонстрационные центры.
Вузы и ссузы организуют стенды. На каждом работают консультанты, размещаются буклеты о приемных компаниях, сувенирная продукция, каталоги. Цель: рассказать будущим абитуриентам о направлениях обучения, льготах при поступлении, социальных программах, воспитательной работе, обменяться контактами. Это информационно-рекламная часть мероприятия.
Вторая часть – активная, включает мастер-классы, тренинги, демонстрации профессионального мастерства, деловые игры. Их проводят региональные центры занятости населения, кадровые ассоциации, амбассадоры предприятий.
Например, в Санкт-Петербурге в 2023 году ярмарка проходила под названием «Компетенции будущего». Для школьников были организованы интерактивные площадки. Специалисты по карьерному консультированию привлекали старшеклассников к групповым мастер-классам. Подростки получали возможность пройти личностное тестирование, узнать свои склонности и перспективные направления развития.
Есть еще просветительская часть. Она состоит из видеофильмов, предоставленных предприятиями и образовательными учреждениями. Например, в Санкт-Петербурге интерес вызвал фильм, снятый институтом Арктики и Антарктики. В нем рассказывалось о востребованных, но малоизвестных специальностях: гляциолог, метеоролог, маркшейдер, геофизик.
В Твери на ярмарке профессий был запущен медиа-портал, через который школьники выходили в каталог профессий, выбирали интересующую и далее по цепочке: вузы и колледжах с нужными специальностями, ЕГЭ для поступления. В просветительских целях использовались демонстрационные площадки, где выступали люди, добившиеся высот на своем рабочем месте.
В чем польза ярмарки профессий для школьников?
- Познакомиться с конкретными профессиями, о которых имеются только поверхностные знания. Как правило, у детей есть более-менее подробные сведения о том, кем работают их родители, чем занимаются люди популярных специальностей (учителя, врачи, продавцы, водители и т.п.). Но огромный пласт профессиональной деятельности современного мира остается для них непознанным.
- Для определившихся подростков ярмарка – источник информации о построении образовательной траектории. Например, старшеклассник хочет стать инженером. Какую специализацию или вуз выбрать? А может начать с колледжа? Какие индивидуальные заслуги могут облегчить поступление в университет? На эти вопросы можно получить ответы, посетив стенды учебных заведений.
- Можно прокачать имеющиеся компетенции и понять, какие развиты недостаточно для развития в профессии мечты. Например, принять участие в бизнес-игре по маркетингу, основам финансовых знаний или менеджменту. А участие в квестах на тематических интерактивных площадках покажет, какие есть пробелы в знаниях, что нужно дополнительно почитать, чему научиться.
Цель посещения «Ярмарки профессий» школьником может быть разной. Но в любом случае это получение новой информации, расширение горизонтов видения профессионального пути и шанс сделать правильный выбор.
Читать по теме: Программа «Профессионалитет» – что это такое?