Все совершают ошибки, поэтому лучше заранее подготовиться к тому, что делать в такие моменты. Несмотря на то, что ситуация может быть напряженной и вызывать волнение, важно сохранять спокойствие, смотреть на вещи объективно, работать над устранением проблемы и извлечь необходимые уроки.
Предлагаем шесть шагов в ситуации, когда совершил непреднамеренную ошибку на работе.
Шаг 1. Поймите, что ошибки – это часть жизни
Никому не нравится терпеть неудачу. Однако не позволяйте себе поддаваться чувству разочарования. И тем более впадать в крайности, например, написать заявление об увольнении. Переживите эту неприятную ситуацию, не вешайте нос, не дайте одной неудаче поставить под сомнение всю вашу карьеру.
Ошибки – это нормально, ведь работу выполняют люди, которые несовершенны по своей природе. Невозможно гарантировать, что в результатах работы любого человека не будет недочетов. Чем раньше вы это осознаете, тем быстрее сможете спокойно решать проблемы. Не будете напрасно страдать, переоценивая свои оплошности, откладывать решение проблем, принижать самооценку и формировать нездоровое отношение к повседневной работе.
Шаг 2. Знайте, что уволить из-за конкретной ошибки непросто
Если вы не совершите что-то вопиющее, вероятность потерять работу из-за одной оплошности очень мала. Ваши руководители знают вас, знают, на что вы способны. Каждый из них хоть раз был на вашем месте. Не бойтесь этого, но знайте, что с серьезными ошибками можно справиться по-разному.
Даже в Трудовом кодексе за первую провинность полагается замечание, затем выговор. И только с третьего раза может грозить увольнение. И речь идет не об ошибках, а о дисциплинарных нарушениях.
Шаг 3. Сообщите об ошибке и сосредоточьтесь на решении проблемы
Теперь, когда вы успокоились и смотрите на ситуацию рационально, пришло время разобраться с последствиями конкретного упущения. Во-первых, профессионально доложите о проблеме своему начальству. Действуйте в зависимости от срочности дела, сохраняйте спокойствие, объясните, что именно произошло.
Здесь важно взять на себя ответственность и извиниться, но не зацикливаться на этом. Когда дело доходит до исправления, самое важное – сосредоточиться на решении проблемы, а не искать виноватых или демонстрировать показное сожаление.
Шаг 4. Работайте над изменением сложившейся ситуации
Это ключевой шаг в решении проблемы. В зависимости от характера проблемы и должности в команде подумайте о способах разрешения ситуации.
Обсудите сценарии с коллегами и начальством. Имейте в виду, что нет ничего плохого в том, чтобы обратиться за помощью. Ведь нужно сделать все, чтобы устранить ошибку и восстановить порядок. Таким образом у вас будут все необходимые инструменты, чтобы составить план действий, реализовать его и оставить напряженный момент в прошлом.
Шаг 5. Хладнокровно проанализируйте, что привело к сбою
Когда все уладится, настанет время взглянуть на действия, которые привели к неудаче. Каким бы неприятным ни был этот шаг, он необходим. По-другому не получится понять, с чего начались проблемы, что послужило «триггером» для сбоев, что можно было сделать по-другому.
Если вы четко поймете «путь ошибки», то найдете причину проблемы. Это важно, чтобы перейти к следующему шагу. Не обязательно отчитываться перед кем-то о сделанных выводах. Но перед собой надо быть честным.
Шаг 6. Извлеките уроки из ситуации
Ошибки не должны травмировать или заставлять сомневаться в своей компетентности. Они будут случаться на протяжении всей профессиональной жизни. И если их практически невозможно предотвратить, то нужно извлечь уроки из проблем.
Определив все предпринятые шаги, подумайте, что пошло не так, что можно было сделать по-другому. Оцените, как была решена проблема. Проанализируйте, как вы справились с ситуацией, как сообщили о проблеме, что сделали для решения дела и довольны ли конечным результатом.
Этот момент размышлений поможет взглянуть на все со стороны, увидеть положительные стороны в сложных ситуациях, научит справляться с несовершенством и разочарованием. Постепенно вы поймете, что такой подход способствует профессиональной зрелости – важному навыку для продвижения по карьерной лестнице.
Читать по теме: Что такое профессиональная культура и как ее поддерживать