STEM-образование: в поисках нового Теслы

Термин STEM существует уже более десяти лет, его применяют для обозначения когорты жизненно необходимых компаниям технических специалистов. Без них достичь цели за видимым горизонтом компаниям не удастся. О том, как находить и развивать суперталанты в самой востребованной специализации в мире, рассказывает Денис Кузьмин, директор физтех-школы биологической и медицинской физики МФТИ, выпускник СКОЛКОВО MBA.

STEM-образование

Для начала уточним, что такое STEM. Термин STEM – science, technology, engineering, mathematics – ввели сотрудники Национального научного фонда США, чтобы обозначить новую образовательную парадигму в начале 2000-х годов. Быть умным было очень престижно и в советской школе. Стремление к росту, поиск точки приложения своего таланта, в бизнесе или фундаментальной науке, остается критерием ориентации на успех. Предприниматели и ученые похожи в своем авантюризме и способе мышления – поставить цель за пределами своих существующих границ.

Для этих целей как раз и подходит STEM-образование. STEM-таланты – самые востребованные на глобальным рынке. Российские компании не исключение, вне зависимости от масштаба, они испытывают серьезный дефицит адаптированных под их текущие запросы инженеров. Так SberCloud нужно 700 разработчиков в год, АФК «Система» – 2000. Однако ни один институт не способен сейчас, ни при каких обстоятельствах, пополнить рынок труда таким числом специалистов. Поэтому путь решения проблемы пока один – переучивать.

Ускоренная цифровизация обозначила со всей драматичностью проблему этой квалификационной ямы. Изменится ли ситуация для России в ближайшие 10 лет? По оценке аналитиков (Ассоциация «АПКИТ»), сейчас у нас потребность в 222 тыс. IT-специалистов высокой квалификации, к 2024 году она вырастет на четверть.

STEM-образование в поисках нового теслы

Ограничением в преодолении этого дефицита может быть и сама мать-природа. У нас есть, условно, 1 % суперталантливых студентов и 1 % суперкачественных университетов. Как-то они находят друг друга. Нас ждет борьба за эти суперталанты.

 Но главная проблема в том, что качество студентов выше, чем качество профессуры. Университеты даже могут нанести вред, не давая соответствующий их подготовки и данным, уровень образования. Поэтому, хорошо, если одаренные ребята занимаются еще и самообучением. Многие из студентов, с которыми я общаюсь, воспринимают институт как трамплин, чтобы «перетерпеть», как они говорят, и пойти работать в серьезную структуру.

Что делать вузам?

Находить для своих студентов суперзвезд – приглашать из других высших школ и из индустрии специалистов экстра-класса, харизматичных, ярких, которые передают актуальные знания. Роль личности, адаптивного лидера, сегодня велика, как никогда. Лекция, как говорил Андрей Евгеньевич Волков, должна быть интеллектуальным пиром. Начиная со школы, преподаватель может увлечь своим предметом, увести тебя в науку. Но он должен перестать быть маргиналом, что было типично для науки 1990-х. Сейчас ученый должен быть интересен, успешен и счастлив. Только примером можно увлечь в свою прекрасную научную «секту».  

Если чувствуете, что вы самый умный – идите учиться. В вашем окружении должны быть люди, которые могут отвечать вам на ваши вопросы. По своим одногруппникам, по своим друзьям по Сколково, что с ними происходили большие изменения – какими они заходили на программу и какими выходили. Видел результат их работы. И после окончания каждый понимал, что будет жить по-новому, не так, как раньше.

преимущества STEM-образования

Как решать проблемы «кадрового голода» изучают участники программы бизнес-школы Сколково «Лидеры научно-технологического прорыва», где я также прохожу обучение. Она адресована руководителям научных и образовательных организаций высшего образования. Один из эффективных путей – создание совместных магистерских программ университетов и крупных компаний.

 В таких проектах важно помнить про треугольник ценностей: компании, университета и студента. Компании с понятной стратегией понимают, кто им потребуется для победы в будущем, они могут создать довольно точное ТЗ на специалиста. Также обычно у такой компании есть понимание, что необходимо двигаться навстречу университету, погружаться в эту среду, потому что проще и дешевле хорошо учить, чем переучивать. Если говорить про магистерские программы, то обычно компания ставит перед студентом актуальную прикладную задачу. Поскольку компания обеспечивает финансирование, то у университета появляется ресурс пригласить качественную профессуру. Студента стимулирует гарантированное трудоустройство под большим индустриальным «крылом».

 Еще одно преимущество такого образовательного процесса в том, что вы можете собрать мощную команду суперталантов, взяв к себе в программу ребят из разных регионов. К нам приезжают из Петербурга, Иркутска, Новосибирска. Вы создаете конкуренцию и это хорошо для студентов, для развития, сталкивать людей разной практики, бэкграунда, взглядов.

 Конечно, когда у вас суперкоманда и суперзаказчик из индустрии, то к вам потянется профессура. Так что, с точки зрения интересов и ценностей всех трех сторон, это современный, классный, эффективный формат, и сейчас единственный способ рекрутинга молодых талантов, которых можно адаптировать и «приземлять» на хорошие технологические задачи. 

STEM-образование

 МФТИ давно сотрудничает с компаниями из IT-сектора. Институт запустил магистратуру «Сколково» и МТС «Цифровые технологии в бизнесе», программы с Яндексом, Сбербанком, ABBYY. Мы выбираем тех, кто готов вкладываться, и речь не только о финансах, но принимать участие в работе со студентами, когда они оказываются внутри их компании. Необходимо понимать, готова ли компания играть вдолгую, потому что нередко программы используют для своего аутстаффинга – забрать лучших студентов. Еще один момент – ценностное предложение. Студенты должны понимать, к кому, зачем и почему они идут на программу. У них полная свобода выбора, и это важно.

Фото Pixabay, Unsplash

При использовании материала гиперссылка на соответствующую страницу портала wowprofi.ru обязательна

Рекомендуем

Компании