Как помочь школьнику найти свое призвание

Сейчас много пишут и говорят о том, что для счастливой полноценной жизни человеку важно найти свое призвание. В современном мире много возможностей для самореализации, и это хорошо, но зачастую большое разнообразие затрудняет выбор. Менеджер по развитию платформы Znanija.com в России, Польше и Румынии Юлия Белецкая дает рекомендации, как могут родители помочь детям сориентироваться и выбрать интересный профессиональный путь.

Давайте ребенку возможность следовать его увлечениям

Что такое призвание? Склонность и устойчивый интерес к какому-либо делу, профессии. И выбирать его должен сам школьник, а не родители. Ведь если занятие навязано кем-то (пусть даже близкими, которые желают добра), оно не сделает человека счастливым. Поэтому задача родителей – позволять детям проявлять инициативу и самостоятельность, в том числе в домашних делах, чтобы с малых лет формировалась активная жизненная позиция. Также важно научить ребенка разбираться в себе и уметь делать выбор на основе собственных интересов, а не желаний других людей.

Чтобы помочь детям в поисках призвания, выстраивайте доверительные отношения в семье. Спрашивайте, что для ребенка важно в жизни и почему. Как он относятся к происходящим в мире событиям? Что хотел бы сделать хорошего, полезного для окружающего мира? Прислушивайтесь к мнению школьника и замечайте, чем он интересуется. Ведь если дети получают возможность открыто, не боясь насмешек и осуждения, делиться мнением и мечтами с родителями, это создает вдохновляющую атмосферу. 

Важно поощрять творческие увлечения ребенка, даже если они кажутся родителям неперспективными или странными. Пусть пробует и смотрит, что получается в результате, ведь только личный опыт (даже неудачный) помогает чему-то научиться. При этом стоит ненавязчиво, без давления и критики, помогать школьнику осознавать пользу от выбранного занятия, как для него самого, таки для других. Также важно помогать составлять реалистичные планы по воплощению мечты в реальность.

Учите школьника видеть полезную цель своих действий

Формируйте у ребенка конструктивную учебную мотивацию. Объясняйте, что он учится в школе не для хороших оценок. Его цель – расширить кругозор, приобрести новые знания и умения, разобраться, какие предметы наиболее интересны, чтобы на основе этого опыта найти дело по душе для взрослой жизни. А если понимаешь, какое направление интересует, то план развития к окончанию школы составить легче, выбор учебного заведения будет осознанным.

Начиная поиск призвания, вовсе необязательно стремиться сразу найти занятие на всю жизнь. И чтобы начать, даже не нужно точно знать, призвание это или нет. Достаточно выбрать что-то интересное и углубиться в тему, попробовать. Но сначала учите школьника осознавать и формулировать для себя цель: зачем он хочет этим заниматься, какую пользу это принесет ему и окружающим. Интересов и связанных с ними целей может быть несколько, они могут меняться со временем – и это хорошо, значит, идет активный поиск.

Также вместе с детьми наблюдайте за современной жизнью и учите замечать тенденции, взаимосвязи. Это поможет им по мере взросления видеть перспективные сферы деятельности. К примеру, сейчас среди популярных трендов – здоровый образ жизни, экологичность, цифровизация, и это находит отражение как в повседневной жизни, так и в экономике, бизнес-среде. Вместе со школьником поищите примеры, как именно это проявляется.  

Побуждайте детей пробовать себя в разных направлениях

Дайте детям возможность пробовать разные внеклассные занятия, которые они выберут сами, а не по настоянию взрослых. Если что-то не понравилось, не стоит заставлять, пусть ищут то, что по душе. При этом важно формировать у ребенка оптимистичное отношение к занятиям и решительный настрой. Для этого хвалите за усердие и даже маленькие успехи. Не ругайте за неудачи и ошибки, а объясняйте, что это необходимая и полезная часть обучения. Вместо критики, которая убивает желание заниматься, подбадривайте и объясняйте, что все получится, если верить в себя и прикладывать усилия. Поощряйте к преодолению трудностей и выполнению сложных заданий, тем самым формируя у школьника готовность рисковать и не бояться, чтобы научиться чему-то новому.

Помогайте школьнику осознавать его мечты и цели, а затем встраивать их в повседневную жизнь, начиная с небольших дел. Что было бы полезно почитать о его увлечении и где найти подходящую литературу. С какими профессиональными сообществами познакомиться в реальности или онлайн. А, может, попробовать себя в качестве волонтера, изучив предложения на профильных сайтах? 

Развивайте творческий подход к жизни

Если ребенку нравятся, скажем, занятия музыкой, поразмышляйте вместе, какие профессии может выбрать человек с подобным увлечением – от музыканта до преподавателя, диджея или ведущего на музыкальном радио. Пусть школьник сам поищет в интернете примеры разных профессий, связанных с музыкой, и расскажет, какие нравятся. Найдите жизненные истории о людях, которым увлечение музыкой помогло обрести свое призвание. При этом вовсе необязательно, чтобы ребенок выбирал «музыкальный» путь. Главное – показать ему на конкретных примерах, что настоящим призванием становится такое дело, которое увлекает и приносит пользу окружающим, чтобы он понимал, как в будущем делать выбор. И чем больше разных занятий будет пробовать школьник, тем больше вариантов для выбора любимого дела у него появится.

Обязательно с ранних лет развивайте у детей нестандартное мышление, находчивость, творческий подход к жизни. Играйте вместе в развивающие игры, побуждающие фантазировать, искать разные способы решения задач, изобретать что-то нестандартное. Учите школьников видеть необычное в обыденных вещах. Объясняйте, что не нужно стремиться быть как все – надо быть собой и искать свой путь.

Начиная с пятого или шестого класса, родителям вместе с учеником можно регулярно посещать порталы о профессиях и профориентации: следить за новостями в мире профессий, просматривать рейтинги популярных специальностей, читать интервью с профессионалами и обсуждать их. Это будет не только расширять кругозор школьника и помогать в поисках профессии, но и укреплять отношения в семье, ведь общие интересы сближают детей и взрослых. 

Формируйте у детей позитивное отношение к работе

Если у школьника есть увлечение, в котором родители не разбираются, имеет смысл поискать наставника – эксперта в данном направлении, который поделится опытом и даст полезные советы. Вдруг такой человек окажется среди знакомых? Посмотрите в интернете, возможно, какой-нибудь эксперт проводит мастер-классы или открытые встречи. Также сейчас немало YouTube-каналов и книг в стиле нон-фикшн, где профессионалы делятся опытом. Может, удастся найти и пригласить в школу интересного специалиста, чтобы рассказал о своей работе. Или всем классом посетить предприятие, где работают люди с такой специальностью.

Также родителям стоит проанализировать свое отношение к работе, поскольку дети берут пример со взрослых, даже не осознавая этого. Известно, что если старшие члены семьи увлечены своим делом, то и ребенок, взрослея, находят любимое занятие, а если родители не любят свою работу, то и у детей нет стимула искать профессию по душе.

Чаще рассказывайте детям, что хорошего, кроме денег, дает вам работа. Какую пользу миру вы приносите своим трудом, от чего получаете удовлетворение на рабочем месте, как преодолеваете трудности, за что вас хвалит руководитель и ценят коллеги. Попросите бабушек, дедушек и друзей поделиться подобным опытом – чем больше позитивных примеров будет у школьника, тем лучше.

Фото Pixabay, Unsplash

При использовании материала гиперссылка на соответствующую страницу портала wowprofi.ru обязательна

Рекомендуем

Компании