Использование социальных сетей в современном обществе постоянно растет. По данным международной статистической платформы Statista число пользователей социальных сетей в России в 2018 году насчитывало 73,1 млн. человек. По состоянию на июнь 2022 года их стало 115,05 млн. человек, с перспективой роста к 2027 году до 126.37 млн. пользователей.
*Количество пользователей социальных сетей в России в 2022 г. и 2027 г. (прогноз) (млн чел).
Логично, что социальные сети стали полноценным инструментом рекрутмента. Однако, специалисты по подбору персонала не только размещают в ВКонтакте или Одноклассниках вакансии. Они используют личные аккаунты соискателей для сбора информации.
Ничего запрещенного в этом нет, если аккаунт открыт для всех посетителей, и смотреть фотографии, читать посты и комментарии может абсолютно любой человек.
Страница в соцсетях как визитка
Фактически, страница в социальных сетях становится визитной карточной современного человека. Как и на визитке, для посторонних здесь должна размещаться самая важная и привлекательная с точки зрения владельца аккаунта информация.
Например, фотографии с обильного застолья. Или фото с пляжного отдыха в купальнике. Или пост о том, что начальник на прошлой работе был страшным занудой. А в профиле стоит статус «Я вся в мечтах и романтике». И вот такая мечтательная романтическая особа выступает соискателем на вакансию начальника аналитического отдела.
Что видит HR в резюме: профильное образование, опыт работы на аналогичных должностях. Правда, периоды работы недолгие. На собеседовании кандидат объясняет, что в одной компании завершился проект, другая компания разорилась, а третья переехала далеко за город и там сменилось все руководство.
Вроде бы все логично, навыки у кандидата неплохие, но что-то опытного HR в ответах смущает. Конечно, он попытается собрать информацию. Где-то сумеет дозвониться до предыдущих мест работы, где-то нет. Но тут HR заглядывает на страничку кандидата в социальной сети – и портрет вдумчивого аналитика, который четко отвечал на поставленные вопросы, превращается в портрет искусного манипулятора, иногда склочного и не всегда ответственного.
Нет, такой мечтательно-романтический аналитик компании точно не нужен. И кандидат получает отказ.
Есть ли выход?
Возможно, мы описали крайний случай. Во-первых, потому, что 100% гарантии, что это профиль именно этого кандидата, нет. Во-вторых, человек мог изобразить в социальных сетях определенный идеализированный образ своей жизни.
Но даже если это так, кандидат, претендующий на управленческую должность, должен быть в трендах ранка, уметь просчитывать информацию и понимать, что в современном информационном пространстве социальные сети могут работать как на него, так и против. Иначе, какой же ты коммуникабельный менеджер по продажам с активной клиентской базой, если в подписчиках на твоей странице мама, два друга и кошка? Ты правда так хорошо освоил нетворкинг, как заявил об этом на собеседовании?
Так что совершенно определенно можно сказать: аккаунт в социальных сетях может повлиять на решение работодателя о трудоустройстве кандидата. Поэтому личную страницу лучше вести оглядываясь на потенциальную возможность ее оценки.
Читать по теме: Наниматели стали реже обращать внимание на соцсети соискателей