Театр в образовании выходит за рамки развлечения. Он способен создать творческую обстановку, которая меняет отношение, поведение и знания учащихся. Театр помогает сформировать целостную образовательную среду для эмоционального, интеллектуального, социального и физического развития учащихся.
Устранение эмоционального фильтра
Одна из проблем в образовании – создание привлекательной, обогащающей и равноправной атмосферы в классе. Школы часто отдают приоритет интеллектуальному содержанию, а не физическому самовыражению и кинетической вовлеченности. Театральные приемы могут обогатить и оживить процесс обучения.
Когда дети находятся в состоянии напряжения или беспокойства, они вряд ли будут открыты для изучения темы, предложенной педагогом. Ученики должны чувствовать, что школьный класс это пространство, свободное от стресса, способствующее естественному и открытому поведению.
Лингвист Стивен Крашен использует метафору фильтра, чтобы описать, как эмоциональные факторы затрудняют обучение. Раздражение, гнев, равнодушие, ненависть, безразличие в равной степени создают «аффективный фильтр», который мешает полноценно овладевать знаниями.
Один из способов снизить эмоциональные препятствия – использовать театральные техники. Драматургические приемы снижают тревожность, одновременно повышая мотивацию и восприятие знаний. Например, ученикам предоставляется возможность разыграть ответы, чтобы продемонстрировать понимание материала. Или совместно поставить сценку, в которой используется изученная иностранная лексика. С другой стороны, использование учителем модуляций голоса, контроля высоты тона, театрализованный характер повествования помогает стать увлекательным рассказчиком.
Облегчение усвоения новых знаний
Использование элементов драматургии и искусства в образовании привлекает внимание детей к предмету. Большинство подростков восприимчивы и с удовольствием учатся на спектаклях или за просмотром учебного театра. Это облегчает запоминание сложных фактов. Уроки драматического искусства помогают обрести уверенность в академических способностях, способствуют усвоению иностранного языка, литературы, истории.
Как пример – использование театра для информирования подростков об опасностях злоупотребления психоактивными веществами. Реалистичность предмета для исполнителей и аудитории наглядно демонстрирует трагичность и психосоциальный риск употребления наркотиков. Аналогичным образом, театральный материал можно использовать для обучения здоровому поведению, физической активности.
Знакомство с распространенными проблемами в обществе
Истории, представленные с помощью театра, часто представляют собой болезненные темы, основанные на реальных событиях и острых социальных проблемах. Драматургия побуждает учащихся размышлять над поднятыми личными проблемами. Театральные практики проливают свет на то, как социальные темы влияют на людей и окружающий мир, заставляют подростков задуматься.
Этот материал незаменим на уроках обществознания, истории, литературы, дополнительных занятиях по социологии. Используя примеры из театральных постановок, легче не только разобраться с типичными проблемами, но и научиться справляться со своими. Разыгрывание сложных практических ситуаций готовит учащихся к встрече с трудностями в реальной жизни.
Языковое и социальное развитие
Драма помогает детям стать коммуникаторами. Заучивание реплик, написание и представление небольших сценариев развивает словарный запас и навыки устного общения. Это в равной степени применимо как при изучении иностранного языка, так и родной речи.
Включение драматургии – это способ развития лидерских качеств. В некотором смысле тренинг – это тоже постановка, обыгрывание. Используя игровые театрализованные техники, легче войти в образ, примерить на себя роль руководителя, понять, что чувствует публично унижаемый подчиненный. Такой подход учит принимать правильные решения, стимулирует навыки критического мышления, рассуждений. Театральные представления полезны для разрушения стереотипов и развития эмпатии.
Таким образом, интеграция театра в образование прививает навыки общения, способствует общему социальному развитию, снимает эмоциональные препоны, которые мешают обучению.
Читать по теме: Профессии, связанные с искусством: работа для творческих личностей