Сохранять в коллективе личные границы и при этом оставаться мягким, доброжелательным, комфортным для общения человеком очень непросто. Как соблюсти границы приличия и не прослыть при этом неприятным и необщительным коллегой, рассказала Наталья Венерова, генеральный директор Центра развития бизнеса и карьеры «Перспектива».
Для того чтобы сохранить суверенитет и правильно обозначить свои личные границы, важно применить на практике несколько несложных правил.
Правило №1. Если вы не хотите, чтобы нарушали ваши границы, не нарушайте чужие.
Например, если не хотите, чтобы вас расспрашивали о личной жизни, как вы провели вечер пятницы, было ли у вас свидание в субботу, что вам подарил молодой человек на день рождения – не задавайте подобных вопросов своим коллегам. Это позволит не отвечать на аналогичные вопросы, адресованные уже лично вам. Если вы не любите рассказывать о своих детях, показывать домашние, личные фото, не настаивайте на демонстрации в офисе фото карапузов коллег или семейных праздников. Во-вторых, есть несколько тем, нежелательных для обсуждения в трудовом коллективе. Например, связанные с политикой. Старайтесь не заводить разговоров с коллегами на темы «За кого вы будете голосовать», «Что вы думаете о тех или иных политических лидерах».
Тем более, если чувствуете, что окружающие придерживаются взглядов, отличных от ваших. Важно не провоцировать людей на конфликт своими вопросами. В этом случае ваши собственные личные границы не будут нарушены.
Правило №2. Избегайте разговоров о религии.
Правило № 2 напрямую перекликается c правилом №1.
Это еще одна сложная тема, и довольно часто это негласное правило, которое напрямую может быть не прописано. Зато оно часто входит в свод правил, о которых не говорят вслух, но имеют в виду. Особенно актуальной тема религии становится во время религиозных праздников, постов и связанных с этим традиций, когда очень часто происходит нарушение личных границ. «Будешь ли ты соблюдать? Как ты отметишь этот праздник? Пойдете ли вы в храм?» Бывает, что нам неприятно отвечать на эти вопросы. Старайтесь уклоняться от них и в ответах использовать обобщенные, мягкие формулировки: «Религия — дело личное», «Каждый волен придерживаться своих собственных убеждений», «Молитва, на мой взгляд, — это таинство». Как правило, если вы бережно относитесь к границам других людей, они со временем понимают, что ваши границы тоже нужно уважать.
Правило 3. Старайтесь сохранять нейтралитет
Если вы чувствуете какую-то агрессию, навязчивость, назойливость со стороны человека — слишком любознательного или не слишком воспитанного — лучше поговорить с ним с глазу на глаз, не вступая в конфликт. Еще лучше — поговорить за чашкой чая или уединившись где-то в переговорке. И тактично объяснить, что определенные вопросы вам по каким-либо причинам неприятны. К примеру, вам не хочется обсуждать личную жизнь, здоровье или финансы, поскольку эти темы особенно чувствительны. И на работе вы для того, чтобы добиваться результатов, реализовывать свои карьерные амбиции. Очень часто в трудовых коллективах (особенно в женских) возникает такое явление, как сплетни или мягкое, дружеское обсуждение коллег. Но, как правило, за их спиной. Старайтесь не участвовать в этом, если не хотите быть предметом сплетен или тратить много эмоций, рабочего времени на обсуждение своих коллег. Лучше уходить от такого рода провоцирующих тем. Обычно сплетни начинаются очень невинно, с вопроса в духе: «А ты знаешь, что…» или «А вы слышали о том, что…»
Если с самого начала не подключаться к разговору (выходить в этот момент, говорить о своей занятости, необходимости сделать срочные звонки или выполнить неотложное задание), скорее всего, в следующий раз — или разы — вас просто не позовут играть в эту игру, и вы будете свободны.
Правило 4. Не поддавайтесь на манипуляции
Если под видом доброжелательного общения и просьбы об услуге на вас регулярно перекидывают значительную часть работы или сваливают неинтересные, неудобные для других задачи, безусловно, это нужно пресекать. Допустимо один раз помочь коллеге в чем-то, что не является вашими прямыми профессиональными обязанностями. Но если это становится неприятной традицией, нужно ее пресекать. Безусловно, можно категорически отказаться, сославшись, что вы не обязаны это делать. Но после открытого заявления возможен если не конфликт, то охлаждение отношений в коллективе, офисе и определенная натянутость во время общения. Поэтому отказ можно смягчить, сославшись на неотложные дела, необходимость подготовки отчета, срочные поручения руководителя. Вы рады помочь — но сделаете это только когда закончите свою работу. Или: вы с радостью подскажете, но выполнять поручение за того, кому просто не хочется напрягаться, не будете.
Также в женских коллективах часто встречается популярная психологическая игра «Мы дружим против». Против девушек из соседнего отдела, сотрудниц, которые работают над другим проектом или в принципе — объединились в небольшую группу и воспринимаются как потенциальные оппоненты. Это своеобразное психологическое явление. И есть люди, которым нравится все время находиться в состоянии противодействия, агрессивной игры. На это есть свои психологические причины. Как правило, они кроются в детстве, в воспитании, в семейных традициях. И если вы не планируете карьеру психотерапевта, не участвуйте в этом. Как правило, ситуация не помогает ни профессиональному росту, ни развитию карьеры, ни увеличению доходов. А вот навредить может достаточно сильно. Потому что кадровый рынок не безграничен. И те люди, о которых вы сплетничаете сегодня, завтра могут оказаться вашими клиентами или даже потенциальными работодателями. Поэтому будьте осторожнее и держитесь подальше от офисных сплетен, интриг и «дружбы против кого-то».
Фото Unsplash
При использовании материала гиперссылка на соответствующую страницу портала wowprofi.ru обязательна