Блог

Как найти свое предназначение, или 7 шагов к выбору профессии

Меня зовут Татьяна Руппель и я 20 лет пишу тексты. Именно так начинается знакомство в анонимных сообществах людей, страдающих зависимостями. По крайней мере, так нам показывают это в кино. Так вот, я хочу рассказать вам о том, как найти свое предназначение и стать зависимым от своей профессии в хорошем смысле этого слова.

В какой-то степени мне повезло. Я с детства любила книги, очень много читала, моими любимыми уроками были русский язык и литература. Я могла часами рассуждать о сюжете и портретах героев художественных произведений и обожала писать сочинения. Словом, выбор занятия для меня был очевидным – я хотела писать.

Но период учебы в школе выпал на 90-е годы. Это были смутные времена для многих отраслей, и образование не стало исключением. Уже не было трудовых практик, еще не велась профориентация. Я училась в обычной сельской школе. Большинство выпускников нашей школы получали профессию тракториста, швеи, продавца. Понятно, что мне было очень непросто заявить во всеуслышание о желании стать журналистом. Настолько непросто, что я 2 года писала тексты, что называется «в стол». Я их никому никогда не показывала.

Потом мне пришло в голову написать статью и отправить ее в областную газету. Я тогда и подумать не могла, сколько людей в моем селе читают эту газету! Впрочем, если честно, особой надежды на то, что материал опубликуют вообще не было. Но его опубликовали! Это было 7 марта 1999 года.

На утро вся школа знала о том, что в этой газете напечатали мой материал. Родителям при встрече знакомые с многозначительной улыбкой говорили, что видели мою статью. И вы знаете, пожалуй, это был тот самый момент, когда я поняла:

  1. Что совершенно точно хочу связать свою жизнь с журналистикой!
  2. Это чертовски правильный выбор, это мой путь.

Потом я начала работать корреспондентом в районной газете, поступила на факультет журналистики в университет - кстати, я стала первой за 70 лет в своем селе, кто связал свою жизнь с журналистикой. Но мечты сбываются и вот уже больше 20 лет я занимаюсь любимым делом.

К сожалению, не все подростки так четко могут определить свое предназначение. В конце прошлого года в России стартовал проект «Билет в будущее», в рамках которого около 200 тыс. детей из 30 регионов в возрасте 12-16 лет прошли профориентационное тестирование. Оказалось, что почти 90% школьников не представляют, кем они хотят стать, и не знают, где искать об этом информацию.

Есть другая не менее печальная статистика. По данным исследования Высшей Школы Экономики около трети выпускников вузов работают не по специальности. Некоторые эксперты говорят, что реальная цифра специалистов, которые трудятся не по специальности, достигает 60%.

Это очень серьезная проблема. От неправильного выбора профессии страдают все: и сам ребенок, который осваивает профессию, не доставляющую ему удовольствия. Очевидно, что потом он не может или не хочет трудиться по полученной специальности. И рынок труда, где наблюдается большое число некомпетентных специалистов.

И экономика страны в целом. На обучение каждого студента затрачиваются деньги, - говорим ли мы о бюджетных средствах или родительских. Получается, как минимум каждому третьему выпускнику придется переучиваться. Это дополнительные расходы для страны или самого специалиста.

Почему же современным школьникам трудно определиться с профессией? Многочисленные соцопросы показывают, что большинство детей представления не имеют о содержании большинства профессий. Часто они имеют самое общее понимание даже о таких профессиях, как бухгалтер, социолог, лингвист, экономист. Многие не осознают разницы между функционалом психолога и психотерапевта, например.

Причина этого феномена кроется в недостаточной профориентационной работе с детьми. Познакомить старшеклассников и абитуриентов с профессиями в деталях, в полутонах – важная социальная миссия, которую должны взять на себя родители, школа, общественные организации, бизнес.

Надо сказать, активная работа в этом направлении началась. Так, в Москве в партнерстве с ведущими столичными вузами  реализуются проекты «Академический класс в московской школе», «Медицинский класс в московской школе», «Инженерный класс в московской школе», «Курчатовский проект».

В 103 школах открыты предпрофессиональные инженерные классы, в 69 — медицинские, 13 школ развивают академические (научно-технологические) классы. В сентябре 2019 в каждом районе Москвы открылись IT-классы. Более 9,5 тысяч учащихся ежегодно сдают предпрофессиональный экзамен, а показавшие лучший результат получают дополнительные баллы при поступлении в ведущие технические и медицинские вузы.

1400 школьников из медицинских классов и более 400 из инженерных прошли профессиональное обучение и получили свидетельство о профессиях (младшей медицинской сестры, младшего фармацевта, оператора беспилотных летательных аппаратов, авиационного механика, специалиста по компьютерному моделированию и сканированию и др.).

Информационно-образовательный портал об управлении человеческим капиталом HR-tv.ru также не остался в стороне от профориентационной миссии и организовал Всероссийский форум профессий. Мероприятие будет проводиться ежегодно и позволит детям от 14 до 20 лет узнавать о востребованных профессиях, их специфике, учебных заведениях, где можно их освоить, перспективах трудоустройства и построения карьеры в этой профессии.

По данным российского образовательного проекта «Атлас новых профессий» До 2030 года исчезнут 57 профессий. По их прогнозам 34 отрасли пройдут через крайне радикальные перемены, что послужит созданию новых профессий и исчезновению старых. Только вдумайтесь, таких профессий как бухгалтер, корректор, библиотекарь, нотариус, переводчик, почтальон, инспектор ДПС, шахтер, швея, официант, провизор, диспетчер и т.д. просто не будет на рынке труда.

Однако по прогнозам создателей «Атласа» появится 186 новых профессий. Среди них ИТ-Медик, Генетический консультант, Молекулярный диетолог, Архитектор энергонулевых домов, Проектировщик 3D-печати в строительстве, Прораб-вотчер, Технолог рециклинга летательных аппаратов, Игропедагог, Ментор стартапов, Консъерж робототехники, Дизайнер дополненной реальности территорий, Дизайнер виртуальных миров, Дизайнер эмоций, Менеджер космотуризма, проектировщик интермодальных транспортных узлов, парковый эколог, программист электронных «рецептов» одежды, эксперт по «образу будущего» ребенка, мультивалютный переводчик, трендвотчер/ форсайтер, проектировщик нейроинтерфейсов, кибертехник умных сред, специалист по безопасности в наноиндустрии, глазир, проектировщик домашних роботов, ГМО-агроном, агрокибернетик и др.

Все это значит только одно: чтобы не оказаться не у дел, надо правильно выбрать свою профессию. Для этого нужно сделать хотя бы 7 простых шагов.

Шаг 1. Изучение рынка труда

Современный бизнес труда меняет свое лицо едва ли не ежегодно. Компании внедряют чат-боты, автоматизированные системы безопасности и другие диджитал-инструменты, которые позволяют оптимизировать рабочие процессы. Все эти изменения трансформируют рынок труда: приводят к исчезновению профессий и возникновению новых. Эти перемены необходимо отслеживать.

Шаг 2. Выявление талантов и способностей

Параллельно с изучением ситуации на рынке труда необходимо заглянуть в себя и найти свое предназначение – ту предметную область, к которой есть врожденные способности и искренний интерес. На помощь придет нейролингвистическое программирование. Эксперты рекомендуют для правильного определения своего предназначения войти в ресурсное состояние. Самостоятельно для этого можно использовать 3 метода.

Якорение. Вспомните победные ситуации, которые будут служить вам источником сил и позитивного опыта. Постарайтесь снова пережить их и запомнить: как вы себя ощущаете, кем вы были в эти моменты; «снимите слепок» с себя-ресурсного, поставьте «якорь» на этом настрое. Теперь для того, чтобы настроиться на ресурсное состояние, вам достать будет задействовать этот «якорь».

Моделирование ресурсного состояния. Действуйте так, как будто у вас уже есть эти ресурсы: улыбайтесь, двигайтесь легко, примерьте на себя ощущение всемогущества, в мыслях смоделируйте себя-ресурсного и «оживите» эту модель, приведите ее в движение.

Своевременное восполнение физических ресурсов. Иногда лучше дать себе отдохнуть, чем тратить время на низкоэффективный труд в истощенном состоянии. Съешьте шоколадку. Потанцуйте. Займитесь видом спорта, который вам нравится. Словом, проведите день для себя. А, подзарядив внутренние батарейки, принимайтесь за выполнение задач!

Шаг 3. Профориентационные тесты

Не надо забывать о научных возможностях определения профессии. Пройдите тестирование по профориентации.

Шаг 4. Глубокое погружение в профессию

Многочисленные опросы детей показывают, что нередко они не могут описать функционал даже самых обычных профессий, вроде PR-менеджера. При этом проходной бал в учебных заведениях на факультет связей с общественностью традиционно очень высокий. Получается, дети не особенно понимают, на кого они удут учиться, и чем будут заниматься, получив диплом.

Чтобы такого не произошло, надо еще до определения учебного заведения и факультета начать глубокое погружение в выбранную профессию. сделать это можно несколькими способами. Во-первых, помогут профильные классы, которые сейчас начали открываться в школах. Причем ребенок может переходить из одного профиля в другой, увеличивая, таким образом, шансы на правильное предопределение.

Еще одна возможность погружения в профессию – экскурсии. Сейчас их с удовольствием устраивают многие компании. Хлебобулочные и молочные комбинаты, шоколадные фабрики и другие производства пускают в цеха, где производится продукт, оценивается его качество, упаковывается и хранится до момента отгрузки товара для продажи.

Шаг 5. От общего к частному: выбор профессии должен быть узким

Помните, что после определения сферы деятельности нужно определиться с конкретной функцией, которую вам нравится и хотелось бы выполнять. Другими словами, выбор профессии должен быть максимально узким. Классический пример – профессия врача. После получения базовых навыков студенты выбирают специализацию (хирургия, терапевтия, офтольмология и т.д.).

Возьмем, например, того же PR-менеджера. Это специалист может заниматься внешними коммуникациями со СМИ, а может фокусироваться на взаимодействии с органами власти. Часто пиарщику сейчас предлагают развивать внутренние коммуникации. Для одного работника полем деятельности будет офлайн-пространство, для другого – социальные сети и официальный сайт. Исходя из этого, будет различаться функционал. Но в целом все эти специалисты – пиарщики. 

Вывод: чтобы заниматься во взрослой жизни любимой работой, в выборе профессии нужно идти от общего (сферы деятельности) к частному, узкому (профессии и ее специализации).   

Шаг 6. Освобождение от стереотипов

К сожалению, родители часто оказывают негативное влияние на такое судьбоносное решение для ребенка, как выбор профессии. Научись отфильтровывать рекомендации окружающих. Неважно, кем хотел стать папа в детстве и так и не стал. Неважно, сколько денег получает мама одноклассницы Кати Ивановой. Помни, выбор должен быть твоим и осознанным.

Шаг 7. Практическое закрепление выбора

Определившись с выбором профессии, нужно закрепить его. Разумеется, нужно учить физику и химию, если вы решили стать технологом или биофармацевтом. Это очевидно.

Не менее важно прокачивать качества личности, так называемые soft skills. Они просто необходимы современному специалисту. Для этого нужно пройти тренинги для старшеклассников, играть в настольные бизнес-игры и, конечно, заниматься саморазвитием – читать книги, смотреть видеоролики в интернете и т.д.

Мы вручаем ключ от двери к профессии. Вам осталось выбрать, какую из них открыть!

До встречи на HR-tv.ru! Ведь именно наш портал традиционно рассказывает об историях успеха разных специалистов.

Фото Pixabay

При использовании материала гиперссылка на соответствующую страницу портала wowprofi.ru обязательна

Рекомендуемое

Профессии

Компании