Как использовать подкасты в обучении

Кажется, что подкасты есть обо всем и для каждого. По данным ВЦИОМ, в 2020 г. подкасты слушали 10 млн россиян, а к концу 2024 г. эта цифра вырастет до 18 млн человек. Подкастинг как форма обучения активно внедряется в педагогическую практику. С помощью аудио можно развивать навыки риторики, интервьюирования, а также подготовиться к поступлению в вуз или колледж.

Преимущества подкастов для обучения

Переход от прослушивания дома к использованию подкастов в аудитории непрост. Навыки говорения и аудирования являются частью общих базовых коммуникаций. Они включают анализ СМИ, определение аргументов, риторики выступающих. Исследователи подчеркивают, что людям легче слушать и говорить о сложных вещах, чем читать и писать.

Огромное количество доступных подкастов (по данным Яндекса, их более 15 000) дает учащимся возможность погрузиться в темы, к которым в противном случае у них не было бы доступа.

Существует много способов использования подкастов в обучении, независимо от предметной области. Ниже приведены некоторые идеи для учителей или для самообразования.

Проведение исследования на основе аудио

Подкасты могут быть информативным источником для исследований, будь то тематические научно-популярные сериалы, сводки новостей или интервью экспертов. Эта модификация занятия или проекта, в котором требуется цитирование. Вместо традиционных текстовых документов можно ссылаться на три основных и три вторичных источника, взятых как раз из подкастов.

Первоисточник – это отчет с места событий, интервью участника. Вторичный источник – это аналитика, авторский взгляд. Аудиосериал, посвященный истокам российского государства – это пример вторичного источника.

Преимущества подкастов для обучения

Развитие навыков риторики и аргументации

В процессе риторического анализа текста или речи студенты учатся объяснять, как работает произведение. Для этого надо уметь выделять авторский призыв, эмоциональную и логическую составляющие. Объектом исследования выступают печатные тексты. Предлагаем упражнение, в котором студенты выполняют риторический анализ научно-популярного подкаста.

Студенты делятся на пары, каждая подбирает документальный подкаст для анализа. Например, эпизод из «Истории.doc» от репортеров «РИА Новости». Группы получают одинаковое задание:

  1. Обсудите с партнером, что делает выбранный эпизод привлекательным? В чем ведущий хочет убедить слушателей?
  2. На основе заметок и обсуждения определите призывы, использованные в материале. Примеры оформите в виде цитат.
  3. К чему апеллирует автор – к эмоциям или авторитету? Демонстрирует ли автор уважение к разным точкам зрения?
  4. Как ведущий использует звук, чтобы заставить слушателей проникнуться темой?
  5. Какие факты использует автор подкаста в подтверждение своих утверждений? Логично ли организован эпизод?

Обучение технике интервьюирования

Старшеклассники или студенты должны провести интервью с любым интересным человеком и представить отредактированную аудиозапись беседы.

Задания в рамках упражнения:

  1. Выберите человека, у которого будете брать интервью. Это может быть друг, член семьи, учитель, любой, кого вы считаете интересным человеком.
  2. Прослушайте интервью, например из цикла «Ты о чем?» на Яндекс.Музыка. Обратите внимание, какие вопросы задают ведущие, как они используют молчание, чтобы заставить собеседника заговорить?
  3. Соберите информацию, которую знаете об интервьюируемом, используйте ее для формулирования вопросов.
  4. Составьте список вопросов для собеседования.
  5. Проведите и запишите интервью в тихом месте.

Рекомендации преподавателям:

  • Обеспечьте школьникам или студентам доступ к расходным материалам и устройствам. Если занятие требует прослушивания или записи, каждому ученику потребуется интернет для использования онлайн- платформы, смартфон или компьютер, наушники.
  • Если назначаете конкретный подкаст, сначала прослушайте материал сами. Следите за содержанием или формулировками. Исключите те, которые могут оказаться неподходящими для аудитории.
  • Предоставьте учащимся возможность принимать решения: выбирать подкасты, которые им интересны, сосредотачиваться на темах, которые их вдохновляют.

Включение подкастов способно разнообразить скучную тему, облегчить процесс запоминания и развить творческие способности учеников.

Читать по теме: Электронные системы учета успеваемости в вузе: все, что нужно знать

1

Рекомендуем

Компании

Рекомендуем

Стажер в отдел ИТ контролей

Москва, Электрозаводская улица, 27с1А
Оплачиваемая
Компания:  
Срок подачи заявок

Стажер в отдел финансового аутсорсинга и консалтинга

Москва, улица Щипок, 9/26с1
Оплачиваемая
Компания:  
Срок подачи заявок

Программист-стажер

Москва ул. Воронцовская, д. 35Б, корп. 2
Неоплачиваемая
Компания:  
Срок подачи заявок

Стажер по развитию молодежного бренда работодателя

Москва, Волочаевская улица, 5к1
Оплачиваемая
Компания:  photo-2023-10-10-17-19-48
Срок подачи заявок

Стажер в отдел планирования рекламы

Москва, Ленинградский проспект, 15с1
Оплачиваемая
Компания:  
Срок подачи заявок

Программист-стажер

Москва, улица Правды, 23
45000 ₽
Компания:  
Срок подачи заявок

Стажер отдела маркетинга

Москва, улица Шаболовка, 31Г
Неоплачиваемая
Компания:  domeo
Срок подачи заявок

Ассистент отдела рекламы

Москва, Петровский б-р, 15 строение 1
80000 – 85000 ₽
Компания:  
Срок подачи заявок

Стажер-маркетолог

Москва, Кржижановского, 16/3
Оплачиваемая
Компания:  
Срок подачи заявок

Стажер в PR-отдел

Москва, Ленинградское шоссе, 39Ас3
Оплачиваемая
Компания:  
Срок подачи заявок
Бетонщик

Бетонщик

Бетонщик – это квалифицированный рабочий, занимающийся подготовкой, заливкой и обработкой бетона и железобетона в строительных конструкциях, таких как фундаменты, стены, перекрытия и другие элементы.


Подробнее о профессии

Последнее в блоге

Студенческие стартапы
Студенческие стартапы: как идеи из университетских стен выходят в бизнес

Примеры успешных стартапов дают оптимистичный настрой тем, кто мечтает продвинуть свою идею. Тем, кто болеет за успех страны в инновационной международной гонке. Стартапы от талантливых студентов находят дорогу в российский бизнес и производство благодаря федеральным программам, грантам от частных фондов и предпринимателей.

Как развить цифровую эмпатию и улучшить взаимодействие в команде
Как развить цифровую эмпатию и улучшить взаимодействие в команде

Цифровая эмпатия (digital empathy) — это способность понимать и сопереживать чувствам и эмоциям других людей в онлайн-пространстве. Она включает в себя активное слушание, внимательное восприятие невербальных сигналов и умение интерпретировать контекст общения даже через экраны мониторов.

Как с помощью методик визуализации, реализовать свои карьерные устремления
Как с помощью методик визуализации реализовать свои карьерные устремления

Визуализация – это ментальная практика, которая позволяет совершенствовать навыки и достигать поставленных целей. Спортсмены, предприниматели, исполнители и другие профессионалы используют методы визуализации, чтобы представить достижение целей, воплощение желаемого образа мышления и поведения. Вот несколько основанных на исследованиях стратегий визуализации, которые помогут осознать и ускорить карьеру.

Как театральные практики помогают в обучении
Как театральные практики помогают в обучении

Театр в образовании выходит за рамки развлечения. Он способен создать творческую обстановку, которая меняет отношение, поведение и знания учащихся. Театр помогает сформировать целостную образовательную среду для эмоционального, интеллектуального, социального и физического развития учащихся.

Задай вопросы лучшим профориентологам страны