Как использовать подкасты в обучении

Кажется, что подкасты есть обо всем и для каждого. По данным ВЦИОМ, в 2020 г. подкасты слушали 10 млн россиян, а к концу 2024 г. эта цифра вырастет до 18 млн человек. Подкастинг как форма обучения активно внедряется в педагогическую практику. С помощью аудио можно развивать навыки риторики, интервьюирования, а также подготовиться к поступлению в вуз или колледж.

Преимущества подкастов для обучения

Переход от прослушивания дома к использованию подкастов в аудитории непрост. Навыки говорения и аудирования являются частью общих базовых коммуникаций. Они включают анализ СМИ, определение аргументов, риторики выступающих. Исследователи подчеркивают, что людям легче слушать и говорить о сложных вещах, чем читать и писать.

Огромное количество доступных подкастов (по данным Яндекса, их более 15 000) дает учащимся возможность погрузиться в темы, к которым в противном случае у них не было бы доступа.

Существует много способов использования подкастов в обучении, независимо от предметной области. Ниже приведены некоторые идеи для учителей или для самообразования.

Проведение исследования на основе аудио

Подкасты могут быть информативным источником для исследований, будь то тематические научно-популярные сериалы, сводки новостей или интервью экспертов. Эта модификация занятия или проекта, в котором требуется цитирование. Вместо традиционных текстовых документов можно ссылаться на три основных и три вторичных источника, взятых как раз из подкастов.

Первоисточник – это отчет с места событий, интервью участника. Вторичный источник – это аналитика, авторский взгляд. Аудиосериал, посвященный истокам российского государства – это пример вторичного источника.

Преимущества подкастов для обучения

Развитие навыков риторики и аргументации

В процессе риторического анализа текста или речи студенты учатся объяснять, как работает произведение. Для этого надо уметь выделять авторский призыв, эмоциональную и логическую составляющие. Объектом исследования выступают печатные тексты. Предлагаем упражнение, в котором студенты выполняют риторический анализ научно-популярного подкаста.

Студенты делятся на пары, каждая подбирает документальный подкаст для анализа. Например, эпизод из «Истории.doc» от репортеров «РИА Новости». Группы получают одинаковое задание:

  1. Обсудите с партнером, что делает выбранный эпизод привлекательным? В чем ведущий хочет убедить слушателей?
  2. На основе заметок и обсуждения определите призывы, использованные в материале. Примеры оформите в виде цитат.
  3. К чему апеллирует автор – к эмоциям или авторитету? Демонстрирует ли автор уважение к разным точкам зрения?
  4. Как ведущий использует звук, чтобы заставить слушателей проникнуться темой?
  5. Какие факты использует автор подкаста в подтверждение своих утверждений? Логично ли организован эпизод?

Обучение технике интервьюирования

Старшеклассники или студенты должны провести интервью с любым интересным человеком и представить отредактированную аудиозапись беседы.

Задания в рамках упражнения:

  1. Выберите человека, у которого будете брать интервью. Это может быть друг, член семьи, учитель, любой, кого вы считаете интересным человеком.
  2. Прослушайте интервью, например из цикла «Ты о чем?» на Яндекс.Музыка. Обратите внимание, какие вопросы задают ведущие, как они используют молчание, чтобы заставить собеседника заговорить?
  3. Соберите информацию, которую знаете об интервьюируемом, используйте ее для формулирования вопросов.
  4. Составьте список вопросов для собеседования.
  5. Проведите и запишите интервью в тихом месте.

Рекомендации преподавателям:

  • Обеспечьте школьникам или студентам доступ к расходным материалам и устройствам. Если занятие требует прослушивания или записи, каждому ученику потребуется интернет для использования онлайн- платформы, смартфон или компьютер, наушники.
  • Если назначаете конкретный подкаст, сначала прослушайте материал сами. Следите за содержанием или формулировками. Исключите те, которые могут оказаться неподходящими для аудитории.
  • Предоставьте учащимся возможность принимать решения: выбирать подкасты, которые им интересны, сосредотачиваться на темах, которые их вдохновляют.

Включение подкастов способно разнообразить скучную тему, облегчить процесс запоминания и развить творческие способности учеников.

Читать по теме: Электронные системы учета успеваемости в вузе: все, что нужно знать

1

Рекомендуем

Генный инженер

Генный инженер

Генный инженер – это специалист, занимающийся манипуляциями с генетическим материалом организмов с использованием биотехнологий для достижения определенных результатов в области науки и медицины.


Подробнее о профессии

Последнее в блоге

к подготовиться к профессиям с высоким уровнем стресса
Как подготовиться к профессиям с высоким уровнем стресса

В этой статье рассмотрим основные аспекты подготовки к работе в стрессовых условиях. Обсудим методы повышения устойчивости, организации рабочего пространства, управления временем и поддержания психологического здоровья.

Как построить карьеру в политике
Как построить карьеру в политике

Данная статья предлагает практический взгляд на формирование политической карьеры, опираясь на реалии российской действительности.

Как договориться с работодателем о гибком графике работы
Как договориться с работодателем о гибком графике работы

В статье рассмотрим, как провести переговоры с работодателем, чтобы получить возможность работать в гибком графике. Вы узнаете, на что обратить внимание до встречи с начальником, как говорить о преимуществах так, чтобы это услышали, и что делать, если встречаешь непонимание.

Задай вопросы лучшим профориентологам страны