Кажется, что подкасты есть обо всем и для каждого. По данным ВЦИОМ, в 2020 г. подкасты слушали 10 млн россиян, а к концу 2024 г. эта цифра вырастет до 18 млн человек. Подкастинг как форма обучения активно внедряется в педагогическую практику. С помощью аудио можно развивать навыки риторики, интервьюирования, а также подготовиться к поступлению в вуз или колледж.
Преимущества подкастов для обучения
Переход от прослушивания дома к использованию подкастов в аудитории непрост. Навыки говорения и аудирования являются частью общих базовых коммуникаций. Они включают анализ СМИ, определение аргументов, риторики выступающих. Исследователи подчеркивают, что людям легче слушать и говорить о сложных вещах, чем читать и писать.
Огромное количество доступных подкастов (по данным Яндекса, их более 15 000) дает учащимся возможность погрузиться в темы, к которым в противном случае у них не было бы доступа.
Существует много способов использования подкастов в обучении, независимо от предметной области. Ниже приведены некоторые идеи для учителей или для самообразования.
Проведение исследования на основе аудио
Подкасты могут быть информативным источником для исследований, будь то тематические научно-популярные сериалы, сводки новостей или интервью экспертов. Эта модификация занятия или проекта, в котором требуется цитирование. Вместо традиционных текстовых документов можно ссылаться на три основных и три вторичных источника, взятых как раз из подкастов.
Первоисточник – это отчет с места событий, интервью участника. Вторичный источник – это аналитика, авторский взгляд. Аудиосериал, посвященный истокам российского государства – это пример вторичного источника.
Развитие навыков риторики и аргументации
В процессе риторического анализа текста или речи студенты учатся объяснять, как работает произведение. Для этого надо уметь выделять авторский призыв, эмоциональную и логическую составляющие. Объектом исследования выступают печатные тексты. Предлагаем упражнение, в котором студенты выполняют риторический анализ научно-популярного подкаста.
Студенты делятся на пары, каждая подбирает документальный подкаст для анализа. Например, эпизод из «Истории.doc» от репортеров «РИА Новости». Группы получают одинаковое задание:
- Обсудите с партнером, что делает выбранный эпизод привлекательным? В чем ведущий хочет убедить слушателей?
- На основе заметок и обсуждения определите призывы, использованные в материале. Примеры оформите в виде цитат.
- К чему апеллирует автор – к эмоциям или авторитету? Демонстрирует ли автор уважение к разным точкам зрения?
- Как ведущий использует звук, чтобы заставить слушателей проникнуться темой?
- Какие факты использует автор подкаста в подтверждение своих утверждений? Логично ли организован эпизод?
Обучение технике интервьюирования
Старшеклассники или студенты должны провести интервью с любым интересным человеком и представить отредактированную аудиозапись беседы.
Задания в рамках упражнения:
- Выберите человека, у которого будете брать интервью. Это может быть друг, член семьи, учитель, любой, кого вы считаете интересным человеком.
- Прослушайте интервью, например из цикла «Ты о чем?» на Яндекс.Музыка. Обратите внимание, какие вопросы задают ведущие, как они используют молчание, чтобы заставить собеседника заговорить?
- Соберите информацию, которую знаете об интервьюируемом, используйте ее для формулирования вопросов.
- Составьте список вопросов для собеседования.
- Проведите и запишите интервью в тихом месте.
Рекомендации преподавателям:
- Обеспечьте школьникам или студентам доступ к расходным материалам и устройствам. Если занятие требует прослушивания или записи, каждому ученику потребуется интернет для использования онлайн- платформы, смартфон или компьютер, наушники.
- Если назначаете конкретный подкаст, сначала прослушайте материал сами. Следите за содержанием или формулировками. Исключите те, которые могут оказаться неподходящими для аудитории.
- Предоставьте учащимся возможность принимать решения: выбирать подкасты, которые им интересны, сосредотачиваться на темах, которые их вдохновляют.
Включение подкастов способно разнообразить скучную тему, облегчить процесс запоминания и развить творческие способности учеников.
Читать по теме: Электронные системы учета успеваемости в вузе: все, что нужно знать