Как добиться того, чтобы коллектив воспринимал тебя всерьёз?

Сотруднику, который недавно устроился на свою первую работу, часто кажется, что все вокруг относятся к нему снисходительно. А что, если попробовать посмотреть на ситуацию изнутри? Мнением, как мотивировать коллег относиться к новичку на равных, поделилась Ксения Коробова, менеджер по обучению службы по управлению персоналом ООО «Сандуны».

Молодых сотрудников хочется либо поучать, либо опекать, и редко случается, чтобы люди  были готовы воспринимать новичков всерьёз. Когда молодой специалист выходит на работу, он сталкивается с тем, что к нему относятся как к ученику. Рядом «наставник», который учит, кругом руководители, почти всегда старше, а значит, тоже опекают и выступают в роли «родителя». Почему же все вокруг так себя ведут? Почему мы, молодые специалисты, сами того не желая, всё время чувствуем себя «детьми»?

Согласно модели трансактного анализа Эрика Берна на протяжении жизни человек в той или иной ситуации выступает в трёх ролях: «Родитель», «Взрослый», «Ребёнок». Процитирую выдержку из книги Э.Берна «Игры, в которые играют люди»: «Набор этих состояний можно распределить так:

1) состояния Я, сходные с образами родителей;

2) состояния Я, автономно направленные на объективную оценку реальности;

3) состояния Я, представляющие наиболее архаичные образцы чувств и поведения, зафиксированные в раннем детстве».

Естественно, что любого нового сотрудника обучают принципам и правилам работы в компании. И позиция, когда новенький невольно выступает учеником, а значит «Ребёнком», на первый взгляд естественна, также как и естественна позиция «Родителя» у наставника. Наставник общается как бы  «сверху», в речи слышны слова и выражения: «всегда», «никогда», «я тебе уже который раз повторяю», «я бы на твоем месте…», «душечка», «дорогой мой», «ну-ну», «должен», «следует», «надо» и т.п. Довольно быстро у новенького это начинает вызывать раздражение и внутренний протест – «Я не ребёнок».

Как разрешить эту ситуацию?

Общаться со всеми коллегами из позиции «Взрослый – Взрослый». Задача Взрослого, изучив факты, рассчитав риски, составить оптимальный план действий и в дальнейшем его придерживаться. Основные слова «Взрослого»: «это целесообразно», «могу – не могу», «давайте посчитаем», «где польза?». В позиции «Я – Взрослый» человек сохраняет возможность учиться на ошибках и использовать накопленный опыт для дальнейшего развития. «Взрослый» не зацикливается на допущенных промахах, он принимает ответственность, делает выводы и идёт дальше.  Взрослый решает, какое поведение наиболее соответствует реальности, от каких ролей необходимо отказаться, а какие желательно включить.

Придерживаться позиции «Взрослого» помогают:

  • открытый диалог и открытые вопросы: «А что вы думаете по данному вопросу?», «А как бы вы решили эту задачу?», «Есть что-то, чего мы не учли?»;
  • диалог в профессиональном ключе, с использованием общепринятых терминов;
  • пунктуальность и принятие внутрикорпоративных правил;
  • опора на факты и поиск альтернативных вариантов;
  • открытое признание ошибок и план по их исправлению в дальнейшем;
  • активное восприятие информации (слушание).

Активное слушание включает в себя: избегание критики, осуждения слов оппонента, принятие человека таким, какой он есть, поощрение оппонента к диалогу.

К активному слушанию относятся такие приёмы, как:

  • поддержка: слова «Да», «Понятно…», «Конечно», кивки головой, зрительный контакт;
  • открытые и уточняющие вопросы: «И что произошло потом?», «Какой пример вы можете привести?»
  • перефразирование информации: «Правильно ли я вас понял, что …»
  • подведение итогов: «Итак, нам необходимо…»; «Таким образом, вы хотели бы... »; «То есть вам нужно, чтобы…»

Вторая крайность, в которую впадают некоторые молодые сотрудники

Встретив в коллективе ровесников, людей близких по духу и интересам, мы чрезмерно впадаем во взаимоотношения «Ребёнок – Ребёнок»: активно дружим, проводим вместе время не только на работе, но и вне. Избыточность таких ситуаций приводит к тому, что личные границы стираются. «Близкому» коллеге сложно отказывать в просьбах, непросто давать объективную оценку поведению и его работе. Для нас становятся незаметны его ошибки. Мы начинаем брать ответственность на себя (т.е. выполнять чужую работу). Если вдруг, такой коллега проявляет по отношению к нам  позицию «Родитель» это вызывает негативные эмоции, непонимание, почему вдруг он начал нас поучать, направлять. Трансакции «Родитель – Ребенок» или «Ребенок – Ребенок» в корпоративных отношениях слабые, и в долгосрочной перспективе не приносят положительных результатов.

Поначалу новому человеку в компании невольно хочется придерживаться позиции «Ребенка», мы готовы везде и всюду говорить: «Я новенький, я не знаю», «Возможно, но я не уверен», «Давайте уточним у руководителя», но очень быстро эта позиция становится невыгодной. Из позиции «Ребенка» очень трудно адекватно повлиять на рабочие процессы и достигнуть необходимых целей. Специалиста не воспринимают всерьёз, к нему не прислушиваются. Задача корпоративного общения – придерживаться позиций «Взрослый – Взрослый» и стимулировать коллег выходить из роли «Родитель» или «Ребенок» по отношению к вам.

Фото Pixabay

При использовании материала гиперссылка на соответствующую страницу портала wowprofi.ru обязательна

Рекомендуем

Компании