Кадры в металлургии: от школы к вузу

В борьбе за молодых специалистов промышленным предприятиям сегодня приходится конкурировать не только друг с другом, но и со сферой услуг и торговлей. В этих условиях мало предложить начинающим хорошую зарплату и соцпакет — нужны все новые методы мотивации. Подробнее о том, почему о карьере в металлургии школьникам рассказывают начальники, как профориентационными могут стать даже уроки труда и каким должен быть наставник, рассказывает руководитель филиала корпоративного университета Объединенной металлургической компании в Выксе Юлия Демина.

Юлия Демина

— Условия найма молодых специалистов сегодня сильно изменились: высока конкуренция со сферой услуг, торговлей, где заработать быстрее и легче. Как привлечь молодежь на производство?

— Несмотря на стереотипы о современной молодежи, на самом деле очень много молодых людей, которых кроме достойной зарплаты интересует еще и возможность для самореализации. Это главное, что отличает большую производственную компанию, как наша, от сферы услуг и торговли, которые, безусловно, важны и во многом отвечают за качество жизни. Но именно промышленные предприятия сейчас — это главные площадки для тех, кто нацелен на развитие своих сотрудников, на их профессиональный рост. Российская промышленность входит в революционную фазу — есть и условия во внешней среде, и внутренние процессы. И молодые люди, которые планируют карьеру хотя бы на несколько лет вперед, понимают, что именно на производстве сегодня можно максимально раскрыть свой потенциал. У нас для этого лучшие условия.

— Какие возможности для самореализации есть у молодых специалистов на заводе ОМК в Выксе (Нижегородская область)?

— Каждому сотруднику мы предлагаем четыре вида карьеры. Горизонтальную — когда сотрудник прокачивает себя в смежных сферах: например, когда инженер-конструктор становится еще и специалистом в информтехнологиях. Вертикальную, или управленческую карьеру — когда становишься управленцем и последовательно растешь, проходя дополнительные программы обучения и развития. Экспертную карьеру — это рост внутри своей специальности: например, был рабочим третьего разряда, а затем за счет работодателя прошел обучение и получил пятый. И социальная карьера — когда развиваешься не в рамках своей производственной деятельности, а как общественник, например, во взаимодействии с благотворительными, общественными, учебными организациями или как волонтер. Очень многим сотрудникам важно приносить пользу обществу, участвуя в масштабных проектах страны. И я, и другие сотрудники ОМК получаем от компании дополнительные возможности для роста и в ответ делимся своими знаниями, потому что развитие — это взаимно. У нас самореализация подкреплена конкурентной зарплатой и одним из самых хороших соцпакетов в отрасли.

— Как строится профориентационная работа в школах?

— Для разного возраста детей — разные программы. И это не только классические экскурсии на производство. Для старшеклассников проводим игры, которые знакомят их с нашими профессиями. Для младших школьников — фестиваль «Магия науки и творчества». Кроме того, завод активно участвует в проекте «ProГУЛ» (Городской учебный ландшафт), который проводят фонд «ОМК-Участие» вместе с управлением образования Выксы. В колесопрокатном цехе, металлургическом комплексе стан-5000 и центральной заводской лаборатории проходят уроки физики, информатики и геометрии. Учителя со своими классами приходят на производство и объясняют все законы и процессы наглядно. Скоро запустим уроки труда в металлургическом колледже, чтобы мальчишки могли уже в школе освоить простые слесарные навыки. Очень популярен в школах наш конкурс «Дневник отличника», по итогам которого компания отбирает самых активных и лучших с точки зрения знаний и общественной работы ребят для участия в учебных проектах.

Все это — системная работа, призванная увлечь ребят, заинтересовать инженерией и техникой. За каждой школой в Выксе у нас закреплен знающий, опытный, успешный сотрудник, который готов на личном примере показать, что работа на промышленном предприятии — это реальный карьерный путь, путь успешный и престижный. Когда руководитель приходит и рассказывает, как он начинал сварщиком в цехе и чего достиг потом, это очень хорошо мотивирует.

Кадры в металлургии: от школы к вузу

— Что нового в работе со средними специальными и высшими учебными заведениями?

— В среднем звене наш базовый партнер — Выксунский металлургический колледж им. А. А. Козерадского. В подготовке будущих металлургов это один из региональных флагманов по технической базе и уровню преподавателей. Вместе мы также работаем в проекте «Профессионалитет». Главное для нас — в том, что колледж быстро и грамотно адаптирует образовательные программы под задачи производства. А для студентов большое значение имеет оплачиваемая практика: ребята не просто адаптируются к реальным условиям работы, но и получают зарплату и стаж. Важен и целевой набор, особенно для редких специальностей.

Ключевой партнер среди высших учебных заведений — выксунский филиал НИТУ МИСиС, главного вуза металлургов в нашей стране. Мы гордимся тем, как вместе нам удалось настроить дуальное обучение. Суть такого формата в том, что три дня студенты учатся в вузе, а три дня — полноценно работают на предприятии, осваивают рабочие профессии. Каждый студент трудится под руководством наставника, которых мы специально отбираем и готовим. Ведь наставничество — это не столько передача конкретных знаний, сколько дружеская, человеческая поддержка. У нас работает много людей, сочетающих в себе талант воспитателя и умение делиться опытом. Поэтому наставник у нас в компании — это имя собственное.

— Вы упомянули федеральный проект «Профессионалитет». А как в целом оцениваете господдержку в подготовке кадров для промышленности?

— Я вижу разворот в сторону проектной работы. Это очень важно. Финансирование, конечно, необходимо, но не меньшее значение имеет проектная поддержка: не просто дали денег, а подсказали, направили, как их освоить целево и максимально эффективно. И «Профессионалитет», и другие активности по линии Минпромторга РФ говорят о том, что по отношению к промышленникам государство занимает партнерскую позицию и готово помогать комплексно.

1

Рекомендуем

Компании