Индивидуальная образовательная траектория в вузе: все, что нужно знать

В мае 2021 г. в «Закон об образовании» были внесены изменения, которые создают условия для внедрения в обучение студентов модели индивидуальных образовательных траекторий (ИОТ).

Давно проверенное нововведение

Европейское и американское профессиональное образование использует технологию персонализированного обучения многие десятилетия, хотя реализует ее по-разному.

В Массачусетском технологическом институте студенты должны изучить за 4 года определенный блок дисциплин, но порядок изучения они определяют сами. При этом есть понятия «мэйджор» – обязательные предметы для получения диплома, и «майнор» – дополнительный мини-блок.

В Открытом университете Великобритании обязательные блоки предметов можно изучать не только в удобном для студента порядке, но и потратив столько времени, сколько необходимо: 4, 5 или даже 6 лет. Правда, за каждый год обучения придется платить.

В России экспериментальная площадка по внедрению ИОП была открыта в 2017 г. на базе Тюменского государственного университета.

Разнообразие моделей ИОП

Базовый принцип ИОТ – персонализированный подход к образовательным потребностям студента. Но практическая реализация может отличаться от вуза к вузу.

В Тюменском госуниверситете ИОТ выстраивается по такому принципу: есть набор базовых предметов и дополнительные элективные курсы. С первого курса студент имеет право выбрать преподавателя для обязательного предмета и электив по выбору. Дополнительные курсы могут записываться в диплом полностью, или по желанию студента.

В ИТМО, ВШЭ и Уральском федеральном университете реализуется модель «2+2+2»: два года студенты изучают классические и общеобразовательные предметы – философию, социологию, математику, основы экономики. За это время студенты определяются со своими интересами и выбирают специальные дисциплины на следующие 2 года. И, наконец, в последние два года при сохранении интереса, студент углубляет свою специализацию, в том числе на практике. Эта модель напоминает систему «бакалавриат + магистратура», но последняя не дает возможности выбора предметов и смены образовательной траектории.

индивидуальная образовательная траектория

В Петербургском «Политехе» в основе ИОТ находится «Образовательный форсайт». Обязательная часть составляет 40% и называется «Ядро Политеха». В свою очередь «Ядро»делится на пять профессиональных направлений – «Полигрупп». Студентам дается право переходить из одной «Полигруппы» в другую, например, из физико-математической в информационно-компьютерную. Остальные 60% составляют «Модуль мобильности» и включают не только разнообразные дисциплины по выбору, но и онлайн-модули обучения в зарубежных вузах.

Помогут тьюторы

Для сопровождения студентов, которые обучаются по индивидуальной образовательной траектории, закон предусматривает введение в вузе системы тьюторства. Тьюторы помогают разобраться с актуальностью курсов, сформировать ИОТ, проконсультировать по процессу обучения и контроля. Это не индивидуальное сопровождение, а скорее вводное и ситуативное консультирование, чтобы не растеряться во множестве предметов, разобраться с моделью обучения и выбрать преподавателя.

Педагоги ведут споры по поводу введения ИОТ в вузы, но практика ведущих учебных заведений страны показывает, что эта модель имеет право на существование.

Читать по теме: Как школьные олимпиады помогают поступить в вуз?

Рекомендуем

Комплектовщик

Котельники, Яничкин проезд, 3
Неоплачиваемая
Компания:  
Срок подачи заявок

Стажер в молодежный центр

Москва, Лесная ул., 5Б
Оплачиваемая
Компания:  
Срок подачи заявок

Оператор call-центра

Москва, Угрешская улица, 2с7
80000 ₽
Компания:  
Срок подачи заявок

Стажер в дирекцию по персоналу

Москва, улица Зорге, 1с1
Неоплачиваемая
Компания:  
Срок подачи заявок

Менеджер по подбору персонала

Москва, Волгоградский проспект, 42
Оплачиваемая
Срок подачи заявок

Ученик автомеханика

Солнечногорск, М-10 Россия, 62-й километр
60000 ₽
Компания:  
Срок подачи заявок

Ассистент бухгалтера

Москва, Малый Черкасский переулок, 2
Оплачиваемая
Компания:  
Срок подачи заявок

Стажер в отдел андеррайтинга

Москва, Ленинградское шоссе, 16с9
Оплачиваемая
Компания:  
Срок подачи заявок

Стажер-аналитик поддержки приложений

Москва, Ленинградское шоссе, 39Ас3
Оплачиваемая
Компания:  
Срок подачи заявок

Стажер в департамент развития бизнеса

Москва, Овчинниковская набережная, 18/1с1
Неоплачиваемая
Компания:  
Срок подачи заявок

Последнее в блоге

Производительность поколения Z: чего ожидать от новой демографической группы работников
Производительность поколения Z: чего ожидать от новой демографической группы работников

Поколение постмиллениалов, родившихся примерно в 1995–2010 годах, постепенно приходит на рабочие места. Это разнообразная группа численностью около 14,1 млн человек, или 21% всей рабочей силы в стране. Повышению их производительности способствует учет индивидуальных интересов, технической подготовленности, креативности и амбициозности.

Чрезмерная коммуникативность: пять доводов в ее пользу
Чрезмерная коммуникативность: пять доводов в ее пользу

Руководителям часто внушают, что они не должны заниматься микроменеджментом. Вместо этого следует нанимать квалифицированных, умных, инициативных сотрудников, давать им инструкции и не мешать. И хотя эта стратегия в целом верна, всегда найдутся исключения, которые опровергают правило. Среди них уместность активной коммуникации в период перемен и с удаленными сотрудниками.

Как семейное происхождение влияет на карьеру
Как семейное происхождение влияет на карьеру

Семейное происхождение является основным фактором социализации, оказывая влияние на психосоциальное развитие ребенка. Стремления, сформированные в раннем возрасте, определяют образовательные и профессиональные достижения. Семья играет важную роль в формировании ценностей и ожиданий ребенка в процессе выбора профессии.

Истинная или фальшивая продуктивность на работе: как распознать?
Истинная или фальшивая продуктивность на работе: как распознать?

Истинную продуктивность от ложной отличает умение не увязнуть в мелочах, обходить препятствия, расставлять приоритеты и помнить о главной цели работы. Некоторые вещи требуют больше времени и усилий для доработки, в этом случае эффективность превосходит продуктивность. С другой стороны, если кто-то выполняет 15 задач за день, это не значит, что он более продуктивен. Возможно, он откладывал важное дело или выполнял только малоценную работу.

Задай вопросы лучшим профориентологам страны