В мае 2021 г. в «Закон об образовании» были внесены изменения, которые создают условия для внедрения в обучение студентов модели индивидуальных образовательных траекторий (ИОТ).
Давно проверенное нововведение
Европейское и американское профессиональное образование использует технологию персонализированного обучения многие десятилетия, хотя реализует ее по-разному.
В Массачусетском технологическом институте студенты должны изучить за 4 года определенный блок дисциплин, но порядок изучения они определяют сами. При этом есть понятия «мэйджор» – обязательные предметы для получения диплома, и «майнор» – дополнительный мини-блок.
В Открытом университете Великобритании обязательные блоки предметов можно изучать не только в удобном для студента порядке, но и потратив столько времени, сколько необходимо: 4, 5 или даже 6 лет. Правда, за каждый год обучения придется платить.
В России экспериментальная площадка по внедрению ИОП была открыта в 2017 г. на базе Тюменского государственного университета.
Разнообразие моделей ИОП
Базовый принцип ИОТ – персонализированный подход к образовательным потребностям студента. Но практическая реализация может отличаться от вуза к вузу.
В Тюменском госуниверситете ИОТ выстраивается по такому принципу: есть набор базовых предметов и дополнительные элективные курсы. С первого курса студент имеет право выбрать преподавателя для обязательного предмета и электив по выбору. Дополнительные курсы могут записываться в диплом полностью, или по желанию студента.
В ИТМО, ВШЭ и Уральском федеральном университете реализуется модель «2+2+2»: два года студенты изучают классические и общеобразовательные предметы – философию, социологию, математику, основы экономики. За это время студенты определяются со своими интересами и выбирают специальные дисциплины на следующие 2 года. И, наконец, в последние два года при сохранении интереса, студент углубляет свою специализацию, в том числе на практике. Эта модель напоминает систему «бакалавриат + магистратура», но последняя не дает возможности выбора предметов и смены образовательной траектории.
В Петербургском «Политехе» в основе ИОТ находится «Образовательный форсайт». Обязательная часть составляет 40% и называется «Ядро Политеха». В свою очередь «Ядро»делится на пять профессиональных направлений – «Полигрупп». Студентам дается право переходить из одной «Полигруппы» в другую, например, из физико-математической в информационно-компьютерную. Остальные 60% составляют «Модуль мобильности» и включают не только разнообразные дисциплины по выбору, но и онлайн-модули обучения в зарубежных вузах.
Помогут тьюторы
Для сопровождения студентов, которые обучаются по индивидуальной образовательной траектории, закон предусматривает введение в вузе системы тьюторства. Тьюторы помогают разобраться с актуальностью курсов, сформировать ИОТ, проконсультировать по процессу обучения и контроля. Это не индивидуальное сопровождение, а скорее вводное и ситуативное консультирование, чтобы не растеряться во множестве предметов, разобраться с моделью обучения и выбрать преподавателя.
Педагоги ведут споры по поводу введения ИОТ в вузы, но практика ведущих учебных заведений страны показывает, что эта модель имеет право на существование.
Читать по теме: Как школьные олимпиады помогают поступить в вуз?