Гуманитарии vs технари: как выбрать специальность

Многих родителей волнует вопрос, как помочь школьнику определиться с профессией. И если они видят, что сыну или дочери нравится читать, изучать разные языки, а также другие науки, связанные с жизнью человека и общества, то начинают утверждать, что в семье растет гуманитарий. Если же чадо увлеченно разбирает и собирает механизмы, любит математику и другие технические науки, то ему говорят, что он технарь и надо выбирать специальность из этой области. Действительно ли это так, комментирует Михал Гвяздовски, управляющий директор Znanija.com в Польше, России и Румынии.

Деление на технарей и гуманитариев утратило актуальность

Да, существуют разные типы личности, и у каждого человека есть склонности к тем или иным видам деятельности. Одним легче даются технические науки, другим – гуманитарные или естественнонаучные. Однако прогрессивные психологи и педагоги говорят о том, что деление людей на технарей и гуманитариев устарело. Поскольку существует множество профессий, которые находятся на стыке разных наук, к примеру, экономист, архитектор, социолог, компьютерный лингвист и другие. К тому же в современном бизнесе ценятся универсальные специалисты, разносторонне развитые и имеющие широкий комплекс знаний и навыков. В компаниях специально создаются междисциплинарные команды, которые объединяются и ищут общий язык для решения сложных задач. А стремительное развитие деловой среды способствует тому, что люди в течение жизни меняют профессии и переходят из одной отрасли в другую. Поэтому чем шире способности, тем более востребованным будет человек на работе.

Не ориентируйтесь на оценки по школьным предметам

Чаще всего детей делят на технарей и гуманитариев на основе оценок в школе. Пятерка по чтению и тройка по математике – гуманитарий, плохие оценки по русскому и хорошие по информатике – технарь. Это огромная ошибка, так как талантливый педагог способен заинтересовать любым предметом и создать условия для раскрытия таких способностей, о которых ни учащийся, ни его родители даже не подозревали. Возможно, учителю просто не удалось разбудить у ребенка интерес к освоению материала, или сложились напряженные отношения с преподавателем. Но так как в школе обычно нет возможности выбрать учителя, в этом случае стоит подумать об альтернативных способах освоения предмета. Может помочь опытный репетитор, способный установить контакт с ребенком. Или обратитесь к электронным образовательным платформам, где предлагаются разнообразные форматы изучения школьных предметов – игровые задания, цифровые тесты и симуляторы, познавательные видеокурсы авторитетных преподавателей. Помогите ребенку найти одноклассников или заинтересованных сверстников, которые поддержат при изучении сложных предметов.

Дайте учащемуся возможность попробовать себя в разных областях

Не стоит вешать на школьника ярлык «технарь» или «гуманитарий». Тем самым вы невольно оказываете давление, ведь подростки слушаются старших и под их влиянием могут сделать неверный выбор, а это прямой путь к психологическим проблемам. Кроме того, необходимо учитывать не только мнение взрослых о способностях и предпочтениях ребенка, но и его собственные интересы. И даже если какое-то направление привлекает и дается легче, это вовсе не значит, что у школьника отсутствует потенциал для развития в других областях. Более того, ему необходимо выходить из «зоны комфорта» и осваивать незнакомое, сложное, тем самым расширяя свой кругозор – такое стремление лучше всего прививается в детстве и очень ценится в современных компаниях.

Стимулируйте школьника преодолевать трудности в процессе обучения

Людей с чисто гуманитарным или техническим складом ума очень немного, если такие вообще существуют. Как правило, человеку свойственны оба типа мышления, но один из них доминирует, определяя наши интересы. Побуждая ребенка осваивать только то, в чем он и так силен, вы ограничите его развитие. А следует, наоборот, стимулировать разные способы мыслительной деятельности, чтобы «разбудить» мозг. Пусть пробует как можно больше и не думает, что он неспособен к тому, что не получается сразу. Так, школьнику, который проявляет склонность к гуманитарным наукам, полезно почувствовать себя технарем: предложите ему технические кружки, сводите в детский технопарк. Ваша задача – помочь ему узнать обо всех существующих областях знаний и типах профессий, ведь если человек желает развиваться, изучает точные науки, взаимодействует с интересными людьми, читает книги, следит за современными тенденциями, он может стать любым специалистом, каким захочет.

Организуйте школьнику комплексное тестирование на профориентацию

Часто будущую профессию определяет среда, в которой живет ребенок, и профессиональные интересы родителей, бабушек и дедушек. В семье врачей может вырасти продолжатель медицинской династии, в семье учителей – преподаватель. Но точно ли это осмысленное решение или скорее подражание старшим? Ведь повторять чужой путь – не самый лучший вариант. Обязательно убедитесь в том, что выбор ребенка осознан и сделан на основе его собственных предпочтений. Помочь сориентироваться может комплексное тестирование на профориентацию при участии компетентного специалиста – одних лишь тестов в интернете для полноценной картины будет явно недостаточно. А если он уже определился, пусть познакомится поближе со специалистами такого профиля – встретится лично или читает книги о них. Не менее важно подумать и о том, какие смежные направления существуют, если ему в будущем захочется расширить круг своих профессиональных интересов.

Фото Pixabay, Unsplash

При использовании материала гиперссылка на соответствующую страницу портала wowprofi.ru обязательна

Рекомендуем

Компании