Что такое инклюзивное обучение в школе?

Инклюзия (Inclusion) в переводе с английского означает включение, присоединение, вхождение. В приложении к школе это особая модель обучения детей с особыми потребностями или ОВЗ.

Суть модели инклюзивного обучения

Сама идея такой модели проистекает из равного права всех граждан на образование, вне зависимости от их возможностей или убеждений. То есть все ровесники – здоровые дети и дети с ОВЗ – имеют право учиться в одном классе. Это упрощенная модель инклюзии.

Иногда ее путают с интегрированным обучением. При интегрированном обучении обязанность подготовки ребенка с ОВЗ к обучению в традиционной школе лежит только на ребенке и его родителях (опекунах). Например, школьник с проблемами слуха обязан иметь слуховой аппарат. Школа, учителя и другие дети при этом не обязаны приспосабливаться под такого члена учебного коллектива.

При инклюзивном обучении происходит взаимное движение для создания эффективных условий образования. Школа формирует инфраструктуру, адаптивные учебные программы, готовит кадры, ребенок с особыми потребностями использует необходимые приспособления.

В зависимости от состояния здоровья и возможностей школьника с ОВЗ, он может участвовать в учебном процессе полностью, посещать только определенные предметы или внеклассные мероприятия, или пересекаться с остальными детьми только на переменах.

Плюсы инклюзивного обучения

Для школьников с ОВЗ:

  • возможность адаптации к условиям реальной жизни, общения со сверстниками;
  • возможность опережающего развития и обучения в рамках индивидуальной образовательной траектории или традиционной учебной программы, адаптированной под потребности ребенка.

инклюзивное обучение в школе

Для остальных школьников:

  • осознание того, что наличие у человека особенностей здоровья не делает его изгоем;
  • выработка навыков адекватного отношения к людям с особыми потребностями, формирование отношения, в основе которого не жалость, а уважение.

Состояние инклюзивного обучения в школах России

В соответствии с законом об образовании, в школах должна быть создана адаптивная среда: пандусы, подъемники, указатели, специальные туалеты. В педагогическом составе помимо учителей должны быть логопед, психолог. В помощь учителям, которые преподают в инклюзивных классах, выделяются тьюторы, то есть наставники или помощники. Школьника с особыми потребностями тоже должен сопровождать персональный тьютор.

Как обстоят дела в реальности, показали исследования ВЦИОМ в августе 2021 г.:

  • только 11% россиян правильно понимают суть инклюзии как модели образования, а 59% респондентов не представляют, что это такое;
  • 66% знающих об инклюзии выразили положительное отношение к такой форме обучения, при этом молодых среди них 81%;
  • 27% детей с особыми потребностями никогда не имели опыта инклюзивного обучения или воспитания;
  • 74% родителей, чьи дети обучались в школе по инклюзивной модели, заявили, что положительно относятся к такому образованию;
  • основным недостатком инклюзивного образования россияне считают физические (34%) и психические (27%) проблемы детей с ОВЗ, а также возможность отставания по школьной программе (7%).

Таким образом, есть проблемы, но есть и желание их решать, потому что в гуманном обществе инклюзивное обучение и воспитание – это данность.

Читать по теме: Как организовано обучение студентов с ограниченными возможностями здоровья в ВУЗе?

Рекомендуем

Компании